Вы вошли как Гость | Группа "Гость"Приветствую Вас Гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Катерина, Михаил  
Форум » Темы о разном в том числе и славянах ! » "Русский" "Национальный" "Фронт" - что это такое ? » РПЦ как главный крепостник русского народа ! (Это слюнявым монархистам для мозгов !)
РПЦ как главный крепостник русского народа !
.forumIcoTd img {max-width:300px!important;max-height:300px!important}
КатеринаДата: Суббота, 07.03.2015, 18:37 | Сообщение # 1
Сначала подуй !
Группа: Администраторы
Сообщений: 27
Статус: Offline
Православие и крепостничество
.
Во второй половине 15 века в русской церкви появились т. н. «нестяжатели», предлагавшие, «чтобы у монастырей сел не было, а жили бы чернецы по
пустыням и кормили себя рукоделием»
(Цит. по Жизнеописания достопамятных людей земли русской: X - XX
вв. - М., 1992. - С. 324).
.
Но сторонников подобного образа жизни оказалось немного и во
внутрицерковном споре «нестяжатели» потерпели поражение.
.
Монастыри активно захватывали новые земли, преодолевая сопротивление
крестьян.
.
В. О. Ключевский, крупнейший дореволюционный историк и автор
диссертации «Жития святых как исторический источник», отмечал  что
«рассказы об озлобленном отношении окрестных обывателей к строителям монастырей, их опасения потерять земли и угодья не редки в древнерусских житиях».
.
К примеру, основатель монастыря Симон строит церковь, крестьяне сжигают ее. Симон строит другую церковь, тогда крестьяне захватывают монаха и просьбами, угрозами и даже пытками стараются выманить у него жалованную князем
грамоту и наконец убивают его.
.
В. О. Ключевский говорит, что крестьяне с большим опасением следили за деятельностью устроителей новых монастырей: «...сей старец близ нас поселился,
по мале времени завладеет нами и селитвами нашими; на нашей земле
монастырь поставил и пашню строит и хочет завладеть нашими землями и
селами, которые близ монастыря»
(См. В. О. Ключевский Курс русской истории, т. I. – С. 265-266).
.
Более полный перечень приводит И. Концевич («Стяжание духа святого
в путях Древней Руси») «разрастаются монастырские владения, и крестьяне, страшась своего порабощения, считают отшельников личными врагами и часто убивают их.
.
Два преп. Адриана: Андрусовский (1549 г.) и Пошехонский  (1550 г.) убиты
с целью грабежа.
.
 Преп. Агапит Маркушевский(1578 г.) убит крестьянами и тело брошено в
реку. Он перед этим ходил в Москву просить благословения у митрополита и
земли у царя на мельницу. У этой мельницы и был убит.
.
Далее Симон Воломский (1613 г.) мученически убит крестьянами.
.
Такая же участь постигла Иова Ущельского (1628г.).
.
Преп. Нил Столбенский (1554 г.) спасся живым из подожженного вокруг
него леса. .
.
Случайно спасся преп. Арсений Комельский, ученик которого был принят
за него и убит.
.
Преп. Диодор Юрьегорский (1624 г.) был изгнан и избит и, наконец,
.
преп. Леонид Устьнедумский, также изгнанный, должен был перенести свою
обитель с горы в болото».
.
Примеров, конечно, гораздо больше. Когда, в нач. 16 в. преподобный
Даниил Переяславский решил основать новый монастырь, сельчане
«с дрекольем пришли и не давали инокам копать землю для ограды и,
противясь, говорили святому: «Почто на нашей земле поставил монастырь?
Или хочешь землями и селами нашими обладать?»
.
.
«Что и сбылось впоследствии», - добавляет монах-автор.
.
Основатель Сийского монастыря Антоний в 1543 году писал, «что соседние
крестьяне чинят старцам всяческие обиды», «пожары-деи от них бывают
не один год, а сожгли-деи у них в монастыре четыре церкви»
(ГКЭ, т. 1, № 97, стр. 99).
.
Велась буквально необъявленная война между крестьянами и монахами.
.
Монастыри побеждали, к сер. 16 в. им принадлежало уже около трети русских земель.
.
Нестяжатель монах Вассиан Патрикеев так говорил о монахах: «Вместо
того, чтобы питаться от своего рукоделия и труда, мы шатаемся по городам и заглядываем в руки богачей, раболепно угождаем им, чтоб выпросить у них
село или деревеньку, серебро или какую-нибудь скотинку. Господь повелел раздавать неимущим, а мы, побеждаемые сребролюбием и алчностью,
оскорбляем различными способами убогих  братьев наших, живущих в селах, налагаем на них лихву за лихву, без милосердия отнимаем у  них имущество, забираем у поселянина коровку или лошадку, истязаем братьев наших бичами».

.
Крестьяне оставляли монастырские земли, и игумен бросался за помощью
к князю.
.
Собственно с княжеских грамот монастырям началось ограничение
права перехода крестьян от одного феодала к другому,
законодательное оформление крепостного права.

.
Например: «Бил мне челом игумен Троице-Сергиевого монастыря Спиридон,
что из их сел из монастырских из Шухобальских вышли крестьяне сей зимой.
И я, князь великий, дал пристава… И где пристав мой их наедет в моих селах
или в слободах, или в боярских селах и слободках, и пристав мой тех их крестьян монастырских опять выведет в их села, в Шухобальские, да посадит их по старым местам, где кто жил» (указ 1467-1474, марта 23).
.
С ссылок на жалобы настоятелей монастырей («Бил мне челом игумен… что
у него переманивают людей»; «Бил мне челом игумен… что у него переманивают людей монастырских») начинаются первые княжеские грамоты о переходе
крестьян только в Юрьев день
.
(Уставная грамота Михаила Белоозерского 1450 г., Указная грамота
Великого князя Ивана Васильевича Ярославскому наместнику 1463-1468 гг.).
.
(Практикум по истории СССР с древнейших времен до начала XVII в. – М.: Просвещение, 1991. – С. 123, 124, 125).
.
Характерно и то, что первые сведения об Указе о введении
крепостного права
были обнаружены в монастырской челобитной
Федору Иоанновичу - прошении старцев Пантелеймонова
монастыря в Новгороде 1595 г., в котором монахи ссылались на то,
что: «Ныне по-твоему царскому указу крестьянам и бобылям выхода
нет» (Археографический ежегодник. - М., 1968. - С. 313).

.
Наиболее разорительной для крестьян являлась барщина: работа на земле
владельца отнимала время, необходимое для обработки собственного
участка.
.
В церковных и монастырских землях особенно активно распространялась
эта форма повинностей.
.
В 1590 г. патриарх Иов (святой) ввёл барщину на всех патриарших землях.
.
Его примеру сразу последовал Троице-Сергиев монастырь.
.
В 1591 г. крупнейший землевладелец – Иосифо-Волоцкий монастырь
- перевёл всех крестьян на барщину: «И которые деревни на оброке были,
и те ныне пахали на монастырь».

.
Собственная крестьянская запашка неуклонно сокращалась.
.
Статистика по хозяйственным книгам монастырей свидетельствует, что
если в 50-60-е гг. в монастырских вотчинах центральных уездов средний
размер участка на крестьянский двор был равен 8 четвертям, то к 1600 г. он снизился до 5 четвертей (к. и. н. А. Г. Маньков).
.
Крестьяне отвечали восстаниями.
.
В 1595 г. крестьяне Иосифо-Волоцкого монастыря начали «не слушать
приказчиков и ключников монастырских и монастырских дел никаких не
делать: хлеба молотить и в монастырь возить и солоды растить и дани
монастырские давать».

.
Крестьяне «приказчиков и ключников начали бить и дел монастырских
не делать и оброчных денег не давали, леса монастырские заповедные
принялись рубить» (Приходно-расходные книги Волокаламского монастыря 1594-1595 гг.).
.
Игумен «велел крестьян острастить и смирить», обратился за помощью
к светской власти, крестьян привели в повиновение. 
.
В 1591 г. одна из грамот упоминает об избиении крестьянами слуг Кирилло-Белозёрского монастыря.
.
1597 г. – нападение крестьян на Устюжский Прилуцкий монастырь.
.
Любопытна история волнений в Антониево-Сийском монастыре. Царь подарил
монастырю 22 ранее независимых деревни.
.
Крестьяне скоро почувствовали разницу между свободой и рабством.
.
Для начала монастырские власти «учали с них имати насильством дань и оброк втрое»: вместо 2 рублей 26 алтын и 4 денег по 6 рублей 26 алтын и 4 деньги.
«Да сверх дани и оброку на монастырские труды имали на всякое лето с сошки
по 3 человека», «да сверх того они, крестьяне, зделье делали» – пахали землю и косили сено на монастырь.
.
Наконец, монахи «поотнимали лучшие пашенные земли и сенные покосы
и привели к своим монастырским землям», «а у иных крестьян они, старцы,
деревни поотнимали с хлебом и с сеном, и дворы ломали и развозили, а из их деревень крестьяне от того игуменова насильства, з женами и з детьми из дворов бежали».
.
Но далеко не все крестьяне готовы были бежать со своей земли. В 1607 г. монастырский игумен подал царю челобитную: «Монастырские крестьяне ему, игумену, учинились сильны, наших грамот не слушают, дани и оброку и третного хлеба им в монастырь не платят, как иные монастырские крестьяне платят, и монастырского изделия не делают, и ни в чем де его, игумена с братией не
слушают, и в том ему, игумену чинят убытки великие».
.
У Шуйского и без того хватало проблем с Болотниковым и Лжедмитрием II,
поэтому в 1609 г. монастырь принялся решать свои проблемы сам, организуя карательные экспедиции. Старец Феодосий с монастырскими слугами убили крестьянина Никиту Крюкова, «а живота остатки [имущество] в монастырь взяли все».
.
Старец Роман «со многими людьми, у них крестьян, из изб двери
выставливали и печи ломали».
.
Крестьяне, в свою очередь, убили нескольких монахов. Победа осталась за
монастырем.
.
Кому-то жизнь в светских вотчинах казалась легче: в 1605-1614 гг. из Троице-Сергиевого монастыря бежали 140 крестьян одного только Владимирского
уезда – более четверти всех крестьян уезда.
.
Как видно из «свозных книг» монастыря, около половины «беглых» ушло
за «детей боярских», в дворянские имения (Русская повесть XVII века. – М.:
Худлит, 1954. - С. 453).
.
В начале 17 века крепостное право получило официальное одобрение церкви. 9 марта 1607 г. последовало «Соборное уложение о
запрещении перехода крестьян», принятое Шуйским вместе
«с отцом своим Гермогеном патриархом, со всем освященным
собором».

.
«Сего ради приговорили есми и уложили по святым вселенским соборам и
по правилам святых отец».
.
«А буде которые отныне, из-за кого выйдя, перейдут к иному кому бы то ни
было, и тот, к кому придет, примет против сего нашего соборного уложения,
у того крестьянина взять и перевести со всем его крестьянина имуществом
туда, откуда он перебежал, да с него же на царя государя за то, что принял
противно уложению, взять 10 рублей: не принимай чужого»
(Соборное Уложение 1607 года // Хрестоматия по истории России с древнейших времен до 1618 года. – М., 2004. - С. 629-630).
.
В 1649 г. «Соборное Уложение» окончательно утвердившее
крещёную собственность, было подписано всеми членами
Освященного Собора – собрания высших иерархов Церкви.
Не удивительно: у белого духовенства тоже были крестьяне.

.
Из челобитных немонастырских церковных крестьян 17 в. "Крестьяне
Архангельского собора с. Завидова Клинского у. царю... священники
(и дь)яконы накладывают на нас, сирот твоих, многие лишние оброки и
столовые запасы. И для своих всяких прихотей они, священники и дьяконы,
к нам всяких прихотей, сиротам твоим, приезжают и людей своих непрестанно присылают. И таких своих накладных оброков и столовых запасов на нас,
сиротах твоих, правят смертным платежом не против прежнего. А прежде,
государь, сего мы, сироты твои, таких накладных оброков и столовых запасов
никому не плачивали. И мы, сироты твои, от такого их накладного оброку и
столового запасу и всяких нападков и от безвременного и смертного
правежу разорились вконец без остатку. И таких их накладных оброков нам,
сиротам твоим, платить невмочь"
(Крестьянские челобитные XVII в.: Из
собраний Государственного Исторического музея. - М.: Наука, 1994. - С. 85).
.
"Крестьяне Архангельского собора с. Ильинского Кашинского у.... А как,
государь, мы ж, сироты твои, отданы в Архангельский собор, и бывший
протопоп Федор с братией наложил на нас в прибавку деньгами восемьдесят
один рубль тринадцать алтын две деньги, да для косьбы указали брать с
нас и ныне берут в подмосковную вотчину десять человек работников. А
как в прошлом в 204-м году протопресвитер Петр Васильевич с священниками разделили нас, сирот, меж себя по поделям, и они, священники, ключарь с
братией наложили вновь же прибавочный оброк: бараны, сыры, яйца, грузди, рыжики, грибы, ягоды, брусника, клюква. И ради тех столовых запасов
приезжают они, священники, к нам сами и присылают людей своих и из тех
припасов бьют нас на правеже смертным боем, и для своих приездов велят
готовить про себя обеды, и берут с нас подводы. И оттого мы, бедные,
разорились вконец" (Там же. - С. 86). Решение: "Велено... села Ильинского
старосте и выборным крестьянам по росписи за их противность и
непослушание учинить наказание: бить вместо кнута батоги нещадно". "Такая
же участь постигла земледельцев Завидовской вол., Клинского у." (Там же. -
С. 237).
.
В 18 в. церковь перегнула палку настолько, что в итоге полностью
лишилась своих земель.

.
Приведу отрывок из работы современного историка (История России /
Институт российской истории РАН, под ред. член-корр. А.Н. Сахарова.
– М.: АСТ, 1996. – С. 161-162).
.
«В 40—50-хгодах, особенно в конце 50-х годов по всей стране прокатывается могучая волна выступлений монастырских крестьян. Эта категория крестьянства, насчитывающая к середине века около I млн. душ мужского пола,
принадлежала монастырям, церквам, церковным иерархам (архиереям и т.д.). .
.
Положение монастырских крестьян в этот период отличается особой
тяжестью. С них требовали и исполнения барщинных работ, и поставки
продуктов сельского хозяйства, промыслов, и денежных поборов.
.
Так, в челобитной крестьян Савво-Сторожевского монастыря названо до
30 денежных и натуральных поборов.
.
Крестьяне Волосова монастыря Владимирского уезда должны были платить
до восьми разновидностей денежных поборов, обрабатывать свыше 80
десятин пашен и поставлять в монастырь продуктовый оброк
(скот, птицу и т.п.).
.
Подобное положение было в сотнях монастырских вотчин.
.
Резко возросли во второй четверти XVIII в. различного рода работы крестьян
по заготовке строительного материала для монастырских построек, по заготовке
дров, ремонту церквей и хозяйственных помещений.
.
Просвещенная монастырская братия наряду с традиционным хлебом в зерне
и печеным хлебом, наряду с мясом, салом, медом, крупами, куриными и
гусиными яйцами, солеными и сушеными грибами требовала с крестьян и
таких оригинальных поборов, как ягоды шиповника или живые муравьи по
полфунту с души мужского пола.
.
Монастырская система управления вотчинами имела множество мелких, но отвратительных кровососов и пиявок в лице приказчиков, сотских, различного
рода посыльных от монастырской братии и т.д.
.
Пожалуй, нигде в это время так не расцвело взяточничество и лихоимство,
как в монастырских деревнях.
.
Произвол и угнетение монастырских крестьян в 50-е годы
достигло высшей точки. В это время резко увеличивается и
число крестьянских волнений. В 50-х годах их втрое больше, чем
в 30-х (свыше 60 восстаний).

.
Крестьянские выступления в качестве главного «программного пункта»
обычно выдвигали отказ от выполнения повинностей.
.
Так, крестьяне Боровенского монастыря в сентябре 1730 г. отказались от
выполнения всех своих повинностей в пользу монастыря.
.
В 1734 г крестьяне огромной Присёкинской вотчины Троице-Сергиевой лавры
также отказались подчиняться монастырским властям.
.
В 1742 г. крестьяне Боголюбского Владимирского монастыря начали
волнения с отказа от работ и т.д.В 50-х годах основным требованием
почти всех крестьянских выступлений был уже переход на
положение государственных крестьян (волнения крестьян Ново-Спасского,
Иосифо-Волоколамского, Троице-Калязинского, Спасо-Преображенского,
Хутынского Новгородского и других монастырей).
.
Во всех этих волнениях крестьянский отказ от работ обычно завершался
жестокими порками и экзекуциями присланных воинских команд.
.
Однако в некоторых случаях возникали острые схватки и с солдатами.
.
Крестьяне Шацкого уезда Ново-Спасского монастыря, например,
взяли в плен всю воинскую команду и сумели удержаться с
августа 1756 по февраль 1757 г., когда восстание было жестоко подавлено.

.
Массовые волнения монастырских крестьян привели в конце концов к
обсуждению вопроса о них в правительственных кругах.
.
С 1757 г. появились проекты секуляризации церковных имений, а в
1762 г. Петр III подписал указ о секуляризации, практическое
осуществление которого задержалось на 2 с лишним года».
.
К обобщению Сахарова добавим историю одного из конкретных восстаний.
.
В 1756 г. взбунтовались крестьяне Николо-Угрешского монастыря.
Прежде всего, крестьяне подали на монастырского игумена Иллариона
челобитную:
1. «всегда содержитв тяжких и непрестанных работах... и в святую пасху
и в другие воскресные, праздничные и торжественные дни... приставленные
к тем работам монахи и слуги по приказу его, игумена, бьют нас, нижайших, беспощадно. И от таковых всегдашних и беспрестанных работ и своей
крестьянской исправлять нам некогда»;
2. «берет снас, имянованных, как старост, так и крестьян, всякие немалые
денежные взятки (перечисляются восемь видов незаконных денежных
поборов)... и ежели кто при взыскивании вышеписанных излишних поборов
станет объявлять в платеже невозможность, тех бъет и немилостиво езжалыми кнутами и держит в цепи» (Прошение в Синод монастырских крестьян села
Копотни с деревнями и сельца Михайлова о притеснениях, причиняемых
им игуменом Николо-Угрешского монастыря Иларионом // Вслед подвигам
Петровым. – М.: Молодая гвардия, 1988. – С. 425-430).
.
Крестьяне силой освободили арестованных из монастырской тюрьмы,
напали на присланную в помощь монахам воинскую команду и осадили
монастырь. В конце-концов, игумен Иларион был переведен в другое место, монастырю запретили незаконные поборы, но новый игумен Варлаам сурово преследовал крестьян, жаловавшихся на его предшественника.
.
Ещё пример статистики: за 30-50 гг. есть данные об открытых восстаниях по
7 губерниям. Они следующие: помещичьи крестьяне – 37 восстаний,
монастырские – 57, т. е. в полтора раза больше (притом, что церковных
крестьян в тех же губерниях, напротив, было в два раза меньше, чем
помещичьих) (Вслед подвигам Петровым. – М.: Молодая гвардия, 1988.
– С. 402).
.
В начале правления Екатерины бунтовало более 100 000 монастырских
крестьян (Вслед подвигам Петровым. – М.: Молодая гвардия, 1988. – С. 17). .
.
Решению Екатерины о секуляризации церковных земель предшествовали многочисленные челобитные монастырских крестьян о переводе в
государственные или дворцовые (Там же. – С. 402-403).
.
И церковные земли были секуляризированы. Екатерина сослалась на то,
что «управление столь великого числа деревень духовными, часто
переменяющимися властями, происходило тем самым домам архиерейским и монастырским тягостное, а временем, или за расхищением служками, или и за незнанием прямого хозяйства деревенского, беспорядочное и самим крестьянам разорительное» (из Указа Екатерины о секуляризации).
.
Наконец, отмена крепостного права. Несмотря на отсутствие видимой корысти, церковь оказалась в числе наиболее консервативной
части общества, решительных противников реформы.

.
Наиболее авторитетный представитель высшего духовенства, московский
патриарх Филарет умолял повременить с реформой, ссылался на Сергия Радонежского, который якобы явившись во сне, предупреждал
против реформы (А. Шамаро. Дело игуменьи Митрофании. – Л., 1990. – С. 48).
.
Ссылался он и на право: «При решительном отчуждении от помещиков земли, прежде их согласия... помещики не найдут ли себя стесненными в праве собственности?»
.
(Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и
Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам. Т. 5. Ч. 1. - М., 1887. - С. 17).
.
Вместе с Филаретом против отмены крепостного права выступал ряд деятелей высшего духовенства (А. Яковлев. Александр II. – М.: Тера, 2003. – С. 302).
.
Синод признал «неудобным» помещать в церковной печати статьи,
«бичующие злоупотребления помещиков» (Дело канцелярии Синода № 662
за 1860 г).
.
Богословское обоснование подобной позиции можно найти в рецензии
митрополита Платона на перевод книги по христианской этике:
«В & 403 внушается, что рабы, если только позволят обстоятельства,
должны стремиться к своей свободе. Сколь вредные могут произойти
следствия от этого внушения – это для всякого очевидно. Между тем,
по учению слова Божия, и рабы могут достигать вечного спасения.
Апостол ясно говорит: «Каждый оставайся в том звании, в каком призван».
.
Ту же точку зрения выразил В 1859 г. Епископ Кавказский и Черноморский
Игнатий (Брянчанинов) доказывал, что «рабство, как крепостная
зависимость крестьян от помещиков, вполне законно и, как бого
учрежденное, должно быть всегда, хотя в различных формах»

(протоирей Симеон Никольский. Освобождение крестьян и духовенство
// Труды Ставропольской ученой архивной комиссии, учрежденной в
1906 г. Вып. 1. - Ставрополь, 1911. - С. 10).
.
Император особого внимания церковному протесту не уделил и даже
приказал митрополиту Филарету отредактировать Манифест об освобождении.
«Тот, будучи принципиальным противником реформы, отказался от почётного поручения. Только нажим со стороны императора и настойчивые просьбы
духовника митрополита заставили последнего взяться за перо. Манифест все
равно получился неудачным, чувствовалось, что автор писал его через силу,
впадая в ложный пафос и неискренность» (Л. Ляшенко. Александр II. –
М.: Молодая гвардия, 2003. – С. 193).
.
Наконец,следует сказать несколько слов и о низшем духовенстве. Роль православного священника в крепостном поместье была двоякой.
.
С одной стороны, церковный причт жил рядом с крестьянами, знал их
проблемы, сочувствовал им и нередко пытался помочь: от сочинения и
написания жалоб на помещика (Болотов А. Жизнь и приключения Андрея
Болотова, описанные самим им для своих потомков. Т. 3. 1771-1795.
– М.: Терра, 1993. – С. 201) и вплоть до участия в бунтах - Пушкин,
работая в губернских архивах над «Историей Пугачева», пришел к выводу,
что всё духовенство «доброжелательствовало» восставшим.
.
В 1826 г. Николай I предписывал обер-прокурору обратить внимание на
то, что во многих местах священники ободряли крестьян и руководили ими в неповиновении помещикам (Кондаков Ю. Государство и православная церковь в России. –СПб., 2003. - С. 264).
.
С другой стороны, деревенский священник, по долгу службы, обязан был
призывать прихожан к терпению и покорности. Бедность и приниженность положения доводили пастырей до прямого потворства жестокости помещиков.
.
К примеру, помощниками знаменитой Салтычихи были два священника,
тайно хоронившие ее жертвы (Русский Архив. - 1865. – С. 249).
.
Другому помещику – П. Бахтиярову, насиловавшему и пытавшему
своих крепостных девок – согласно крестьянской жалобе «все
помоществовал» приходский священник о. Никифор (Русская старина.
Т. 39. – С. 432).
.
Указанная противоречивость поведения деревенского духовенства
продолжалась до отмены крепостного права.
.
Крестьянам в «освобождении» многое не понравилось (двухгодичное
сохранение барщины, отрезки земли в пользу помещика, высокие
выкупные платежи).
.
Священники всячески успокаивали крестьян.
.
По указу полоцкого архиепископа, деревенские попы читали прихожанам: «Нам господь Бог повелел повиноваться царю как Божией воле над нами; тогда мы и
православные, тогда мы и христиане, тогда и церковь – наша мать и Бог – наш
отец. А кто царя не чтит со всею покорностию, т. е. своими глупыми пересудами
пересуживает волю царскую, тот Бога не боится, того и церковь извергает»

(Конец крепостничества в России: Документы, письма, мемуары, статьи.
– М.: МГУ, 1994. - С. 200-201).
.
Аргументы убедили далеко не всех. Характерная выписка из письма помещика. «Скверно у нас! Крестьяне бунтуют, не хотят отправлять барщину, собираются толпами. Флигель-адъютант с попом... разъезжают по имениям, а им вслед
несколько сот мужиков кричат: «Не пойдем, мы вольные, не позволим бить
наших!» Губернатор ничего не делает, а флигель-адъютант Нарышкин, как
видно,  в подобных делах еще не бывал, не знает, что делать с толпой;
войска  здесь мало, попа мужики обругали пьяницей» (Там же. - С. 267-268).
.
В разных селах крестьяне выражали недовольство по-разному: от выкриков: «Скрывает поп настоящую царскую волю!» и вплоть до того, что толпа прихожан «потрепала маленько отца духовного» (Там же. – С. 288).
.
Последний священник – о. Евфимий (Глебов) с. Покровского Чембарского
уезда был обвинен крестьянами в том, что он «с барина подарки взял, в людях
пришла воля, а у нас нет» (из доноса о. Ефимия, II т. «всеподданнейших
донесений флигель и генерал-адьютантов об обнародовании и приведении в действие Положения 19 февраля 1861 г.»).
.
Видимо, и до манифеста, о. Ефимий пользовался покровительством помещика и держал в конфликтах его сторону.
.
Но в то же время усмиритель крупнейшего крестьянского восстания
в Пензенской губернии ген. Дренякин рапортовал о «священнике
с. Студенки Федоре Померанцеве, по показанию крестьян, один из главных виновников возмущения, и одном дьяконе, причастном к делу, которые
по степени их должны понести заслуженное наказание. Священника
Федора Померанцева, вдовца, мнением своим я положил отправить
в пример прочим навсегда в Соловецкий монастырь. Кроме того, имею в
виду еще 4 священников, неодобрительно себя ведших по случаю
объявления Манифеста» (Там же. – С. 285).
.
Итак, по вопросу об отношению Церкви к крепостному праву в России
можно сделать следующие выводы.
.
Монастыри, вплоть до взятия под контроль государства их вотчин, исходили
из своих имущественных интересов.
.
При этом в погоне за прибылью монахи проявляли мало экономического
расчета, разоряя крестьян и доводя их до бунта.
.
Частые мятежи монастырских крестьян и стали одной из причин
секуляризации.
.
Белое (немонашествующее) духовенство безусловно поддержало
введение крепостного права и относилось к своим крестьянам достаточно
жестко.
.
Характерна консервативность, проявленная высшим духовенством при
подготовке отмены крепостного права.
.
Едва ли не единственное оно выражало протест, но, в итоге, покорилось воле светской власти.
.
Низшее духовенство по своему положению находилось между крестьянином и помещиком.
.
С одной стороны, его обязанностью было проповедовать покорность
барину, деревенский священник находился от помещика и в материальной зависимости.
.
Но, в то же время, в конфликтах, связанных с крепостничеством, часто
случалось, что низшее духовенство оказывалось на стороне крестьянства.
.
Евгений Шацкий  источник: kuraev.ru

.
Библиографические описания:
.

И. Концевич «Стяжание духа святого в путях Древней Руси».
ГКЭ, -помнится, Грамоты Коллегии Экономии.
Цитата из Вассиана Патрикеева - есть у Н. И. Костомарова.
Дополнительно о причинах бегства крестьян к светским владельцам
- показания крестьян Карачунского монастыря Воронежского уезда
(17 век):«Да игумен Варсонофий заехал (застал) в монастырской
вотчине крестьян 60 ч., 10 бобылей да 10 чел. детенышов (детеныши -
монастырские крестьяне, не имевшие собственной пашни),
а ныне де в той монастырской вотчине осталось крестьян только
15 человек да 4 бобыля, а те де крестьяне и бобыли разошлись от его, Варсонофиевой изгони, а не от государевых податей, потому что их
бивал и мучил и на правеже ставливал. И ныне те крестьяне живут в
Воронежском уезде и в иных городах за разными помещики»
.
(Н. Новомбергский. Слово и дело государевы: Процессы до издания
Уложения Алексея Михайловича 1649 г. Т. 1. – М., 2004. - С. 24)
О восстании монастырских крестьян Шацкого уезда (не исключаю участие
своих предков) сообщается в
.
В. Семевский. Крестьяне в царствование Екатерины II. Т. 2. – СПб.,
1901. – С. 229-231 Толпа прихожан «потрепала маленько отца
духовного» (Там же. – С. 288) - это из Н. С. Худеков. Бунт в Кандеевке в
1861 году // Конец крепостничества в России: Документы, письма, мемуары,
статьи. – М.: МГУ, 1994 Автор - адьютант ген. А. М. Дренякина, впервые опубликованы в Исторический вестник. - 1881. - № 2. - С. 773-793)
но подробности: о. Евфимий (Глебов) с. Покровского Чембарского уезда
был обвинен крестьянами в том, что он «с барина подарки взял, в людях
пришла воля, а у нас нет» (из доноса о. Ефимия, II т. «всеподданнейших
донесений флигель и генерал-адьютантов об обнародовании и приведении в действие Положения 19 февраля 1861 г.»).
.
Красный Архив.- 1935. - № 5. - С. 202  О священниках, хоронивших жертвы Салтычихи:"Кроме собственных людей Салтыковой, служивших ей в качестве палачей, тиранства её покрывали священники, как московский, так и сельский - погребая заведомо убитых Салтыковою" (Русский архив. - 1865. - С. 249)


Не нравлюсь, проходите мимо !
 
Форум » Темы о разном в том числе и славянах ! » "Русский" "Национальный" "Фронт" - что это такое ? » РПЦ как главный крепостник русского народа ! (Это слюнявым монархистам для мозгов !)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


.forumIcoTd img {max-width:300px!important;max-height:300px!important}